Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Альберт Александрович Крылов "Психология"

Путь к достижению требуемого уровня надежности специалиста предполагает психологическое обеспечение в решении ряда промежуточных задач, находящихся по отношению друг к другу в четкой логической взаимосвязи. Иными словами, психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности представляет собой распределенный во времени эволюционный процесс. По сути дела, речь идет о психологическом сопровождении субъекта профессиональной деятельности и последовательном «наращивании» его надежности на сменяющих друг друга этапах его профессионализации: профессиональное самоопределение, а в случае необходимости и психологический профессиональный отбор; профессиональная подготовка; адаптация к профессиональной деятельности; наконец, самый длительный по времени этап регулярной профессиональной деятельности, предполагающий не только поддержание на требуемом уровне профессионального мастерства, но и его постоянное совершенствование.

Профессиональная надежность как свойство личности формируется в человеке постепенно, шаг за шагом, на последовательно сменяющих друг друга этапах профессионализации. На этом пути нет более или менее второстепенных вопросов – все важно и все в свое время. Правильное, эффективное решение каждого из них как бы вносит свой вклад в обеспечение будущей надежности специалиста.

Вход в профессию начинается с решения вопроса о профессиональном самоопределении. Не будет преувеличением сказать, что выбор профессии является одним из самых ответственных, главных решений, принимаемых человеком в своей жизни. Допущенная здесь ошибка может обнаружиться сравнительно быстро, уже на этапе первоначального обучения, когда субъект выбора убеждается в том, что взялся не за свое дело, и ему приходится менять профессиональную ориентацию, заново решая вопрос о собственном призвании. Гораздо хуже, когда неверное решение о профессиональном самоопределении заявляет о себе позже, в ходе самой профессиональной деятельности. Это может найти отражение в недостаточной эффективности труда, в том числе и в несоответствии человека тем требованиям по надежности, которые предъявляются к нему выполняемой профессиональной деятельностью.

За этапом профессионального самоопределения логично следует этап профессиональной подготовки, в процессе которой субъект, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой системой профессиональных знаний, умений и навыков. Просчеты, допущенные на этом этапе, могут в дальнейшем привести к тому, что человек, в принципе пригодный по своим психологическим качествам для данной профессии, все?таки не сможет в ходе последующей самостоятельной деятельности работать на требуемом уровне надежности. Завершив обучение, человек приступает к выполнению своих профессиональных обязанностей. Но на этом не завершается процесс формирования его профессиональной надежности. Теперь психологическое обеспечение надежности профессиональной деятельности нацелено на то, чтобы работник как можно успешнее прошел этап профессиональной адаптации, а в дальнейшем имел возможность не просто поддерживать полученную им квалификацию, но и постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

Эффективность практической реализации концепции психологического обеспечения надежности профессиональной деятельности в прямой мере зависит от степени научной разработанности входящих в нее вопросов. Ряд из них заслуживает особого внимания. В том числе раскрытие роли и специфики психологических механизмов, обеспечивающих надежность профессиональной деятельности. Еще одно важное направление научного поиска связано с личностным подходом к обеспечению надежности профессиональной деятельности и предполагает нахождение ответов на те вопросы, перед которыми в силу сложившихся традиций остановилась инженерная психология. Более полный учет личностных характеристик субъекта деятельности, особенностей его направленности и мотивов, сферы нравственности, черт характера и темперамента открывает новые горизонты не только для психологического анализа ошибочных действий, но главным образом и для принятия мер по их предотвращению. Это тем более важно, если принять во внимание, что обычно вводимые в рассмотрение переменные (содержание и сложность выполняемой деятельности, факторы окружающей среды, режим труда и отдыха и т. п.) не затрагивают индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые обусловливают немалое число профессиональных ошибок.

Тесное сопряжение проблем надежности профессиональной деятельности и психического здоровья представляет собой интереснейшую и многообещающую область исследований на перспективу. Не надо специально пояснять, насколько велика роль здоровой психики в обеспечении надежности человека, причем не только в профессиональном отношении, но и в более широком поведенческом плане. Специалист, обладающий необходимой профессиональной подготовкой и не испытывающий нарушений со стороны функционирования собственного организма, все равно остается потенциально опасным в смысле профессиональной надежности, если в его психическом здоровье не все благополучно.

И в заключение вспомним еще раз очень верные слова академика А. И. Берга о вечном характере проблемы надежности и невозможности ее решения эпизодическими мероприятиями. На такую оценку может ориентироваться исследователь, приступающий к проблеме надежности профессиональной деятельности. Эта проблема требует к себе постоянного внимания, а поиск ответов на разнообразные порождаемые ею вопросы открывает самые широкие возможности для психологической науки.

Глава 35. РЕЗЕРВЫ ПСИХИКИ

§ 35.1. РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ

Человека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества – это раскрытие возможностей человека, его психики. Где предел возможностей человека и когда он будет достигнут? Этот вопрос интересует каждого. Многие мыслители посвятили этому свои труды. Сократу принадлежит знаменитая фраза: «Познай самого себя». Платон, Аристотель с разных позиций рассматривали разум человека как единственный двигатель и организатор поведения. Возможности реализуются в действии, а действие невозможно без знания – знания самого себя, окружающего мира, в том числе и социального знания. Вот, если хотите, ответ на поставленный вопрос. Но так ли все просто?

В народных сказаниях из поколения в поколение передавались мифы о невероятных возможностях человека – подвиги Геракла, сила Ильи Муромца. В литературе описаны способности йогов задерживать дыхание, останавливать сердце, находиться сутками на морозе, поддерживая нормальную температуру тела, погружаться в кислоту и многое другое. Более близкое – публичные выступления с психологическими опытами, когда ведущий запоминает огромное количество информации, выполняет математические операции с шестизначными цифрами, с завязанными глазами находит в зрительном зале спрятанный предмет. Можно привести конкретные факты из жизни наших современников. Жизненный путь спортсмена?штангиста В. Дикуля, который в результате травмы спины оказался на целых пять лет прикованным к больничной койке, а потом… стал артистом цирка, выступающим с уникальными силовыми номерами. Он открыл известный сейчас во всем мире центр по реабилитации травм спины и конечностей.

А вот еще один факт, говорящий о необычайных возможностях человека. Во время полета отечественного космического корабля отказал маршевый двигатель. Посадка корабля за счет работы двигателей маневрирования была весьма проблематичной, корабль мог остаться на орбите и стать искусственным спутником Земли. Посадка все?таки состоялась, но в экстремальном режиме. Считалось, что организм может перенести 9?кратную перегрузку в течение 20 с, но какая?либо деятельность невозможна. Во время же посадки перегрузка была 12?кратной в течение более 2 мин, и космонавт Н. Рукавишников все это время докладывал в центр управления, что происходит на борту.

Еще один факт – из артистической биографии народного артиста И. Певцова. От рождения он был заикой, в школе не мог отвечать устно и свои ответы давал письменно. Когда он заявил близким, что хочет стать артистом, его назвали сумасшедшим и отговаривали. Тем не менее он стал артистом. Сам Певцов отмечал: «…когда творческое мое воображение было настолько сильным, что переселяло меня в какой?то другой образ, с другой судьбой, с другой манерой говорить, я делался кем?то другим, говорил текст, идущий органически от другого, как слова, ему принадлежащие. Сила воображения побеждала мой недуг».

Есть такая наука биомеханика (изучающая закономерности движения), в рамках которой также решается вопрос прогноза спортивных достижений. Каждое десятилетие ученые делают заключения о предельных возможностях спортсменов, а те постоянно их превышают. В настоящее время в рамках спортивной медицины и спортивной педагогики формируется новая научная дисциплина максимология – изучение максимальных возможностей человека.

< Назад | Дальше >