Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Л. В. Куликов "Психология сознания"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Л. В. Куликов В этом выпуске хрестоматии предпринята попытка собрать работы, касающиеся различных аспектов проблемы сознания. Данная проблема является в психологии одной из сложней­ших. Возможно, именно по этой причине тема сознания нео­правданно кратко, слишком кратко и со значительными про­белами представлена в большинстве учебников по психоло­гии. Такая ситуация понятна — учебник требует достаточной простоты изложения, но феномен сознания не поддается про­стому описанию.

В психике два основных интегратора: личность и сознание. Личность — интегратор всей психической жизни, а в опреде­ленном смысле и всех сторон бытия человека — от его телесно­го бытия до духовного — как живого тела, как сознательного и активного субъекта, как члена общества, общностей, групп. В терминах В. Н. Мясищева, личность — высшее интегральное психическое образование, потенциальный регулятор деятель­ности и поведения. Функции интегратора личность выполня­ет в масштабе всего жизненного пути, т. е. в широком масшта­бе. Сознание же интегрирует всю внешнюю и внутреннюю жизнь личности в актуальном масштабе времени (в состоянии бодрствования).

Еще одним обстоятельством, усложняющим проблему, яв­ляется то, что в изучении сознания не всегда удается достаточ­но ясно выделить собственно психологические аспекты этой проблемы. Сознание выступает предметом исследования це­лого ряда наук.

В выборе работ для хрестоматии мы отдавали предпочте­ние более поздним трудам авторов, исходя из того, что именно в последних публикациях авторская позиция отражена наибо­лее точно. Внутри каждого раздела статьи помещены в хроно­логическом порядке — по годам выхода работы в свет (для стереотипных переизданий действует дата первого издания). Конечно, такое размещение текстов имеет и слабую сторону: исследователь, многие годы работавший над определенной проблемой и имеющий свежие публикации, оказывается в конце списка авторов. Однако если учесть, что хрестоматия — это прежде всего подборка Первоисточников, то с этим недо­статком можно вполне смириться.

Авторские названия статей или глав книг, из которых взя­ты фрагменты для хрестоматии, сохранены. В том случае, ко­гда название главы оригинала не совпадало с названием темы раздела, но соответствовало ей по содержанию, составитель давал ей свое, заключая его в квадратные скобки. Среди раз­ных публикаций по одной теме мы выбирали ту, в которой об­суждаемый вопрос изложен наиболее доступно.

Первейшая цель хрестоматии — познакомить студентов с первоисточниками, прежде всего с теми, которые в настоящее время стали малодоступными. Поэтому в данном выпуске собраны фрагменты работ, которые были опубликованы в прежние годы или даже длительное время назад и в настоящее время вспоминаются психологами нечасто. К таким изданиям следует отнести материалы симпозиума по проблеме сознания, который состоялся в 1966 г. в Москве. В нем приняли уча­стие представители многих отраслей отечественной науки, он, без сомнения, стал заметной вехой в изучении сознания.

Для каждого живого человека самое большее деление его бытия проходит по границе: Я и остальной мир. Разумеется, эти две части взаимосвязаны, но в сознании (здоровом) всегда отделены. Для обладающего сознанием он сам — особая часть всего существующего, поэтому самосознание имеет свои зако­номерности, свою внутреннюю жизнь. Самосознание, без сомнения, заслуживает того, чтобы стать темой отдельного вы­пуска хрестоматии.

В терминологическом словаре даны объяснения терминов, которые психологические словари не объясняют. В конце хре­стоматии помещен раздел, содержащий биографические дан­ные об авторах. В них кратко представлены те сведения, кото­рые помогут читателю получить представление о профессио­нальном опыте авторов.

Общее представление о сознании. Сознание как психологический феномен. Основные темы и понятия раздела

• Поток сознания

• Сознание и его границы

• Психика, сознание и бессознательное

• Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека

• Об активности сознания

• Психика и сознание как функция мозга

ПОТОК СОЗНАНИЯ

Порядок нашего исследования должен быть аналитиче­ским. Теперь мы можем приступить к изучению сознания взрослого человека по методу самонаблюдения. Большинство психологов придерживаются так называемого синтетического способа изложения. Исходя от простейших идей, ощущений и рассматривая их в качестве атомов душевной жизни, психоло­ги слагают на последних высшие состояния сознания — ассо­циации, интеграции или смещения, как дома составляют из от­дельных кирпичей. Такой способ изложения обладает всеми педагогическими преимуществами, какими вообще обладает синтетический метод, но в основание его кладется весьма со­мнительная теория, будто высшие состояния сознания суть сложные единицы. И вместо того чтобы отправляться от фак­тов душевной жизни, непосредственно известных читателю, именно от его целых конкретных состояний сознания, сторон­ник синтетического метода берет исходным пунктом ряд гипо­тетических простейших идей, которые непосредственным пу­тем совершенно недоступны читателю, и последний, знако­мясь с описанием их взаимодействия, лишен возможности проверить справедливость этих описаний и ориентироваться в наборе фраз по этому вопросу. Как бы там ни было, но посте­пенный переход в изложении от простейшего к сложному в данном случае вводит нас в заблуждение. <...>

Дальше >

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111