Реклама

Здесь могла быть ваша реклама

Статистика

Абрамова Г. С. "Возрастная психология"

ПРЕДИСЛОВИЕ

Абрамова Г. С. Эта книга не была бы написана (дальше идет перечень аргументов, важных для автора; их значимость для читателя не кажется несомненной), если бы:

o я много лет не занималась научной работой в области психологии развития;

o отстраненность научного знания от обыденных жизненных фактов не была для меня столь вопиющей;

o авторитет науки в обществе был достаточно высок;

o мое стремление помочь людям, в силу моего профессионального долга, не приносило удовлетворения;

o ежедневные события жизни не ставили под сомнение ее ценность;

o не существовало тревоги за будущее...Эта книга написана

o потому что есть на свете труды, все их перечислить невозможно, в которых о человеке пишут не только как об испытуемом, но как о самоценном и значимом;

o потому что люди, с которыми меня сводила и сводит профессиональная деятельность, просили и просят ответа на вопросы об осуществлении жизни - их собственной или жизни близких; потому что они хотели быть услышанными и понятыми;

o потому что надо было искать способы сообщения человеку информации о том, что он услышан и понят;

o потому что это, прежде всего, путь построения текста -словесного текста, обращенного к слушателю; потому чтосуществует мировая художественная литература и наука, ко-торые и есть этот текст, потому что, в конечном счете, таинст-во осуществления живой жизни выразить невозможно...

Я не писала и одновременно писала учебник по возрастнойпсихологии. Это текст, который хотелось сделать таким, ка-кой я когда-то, в студенческие годы, искала в библиотекахуниверситета.

Что хотелось показать читателю прежде всего? Пониманиечеловеком человека зависит от выбранной позиции. Именнопозиция ученого, поэта, исследователя, наблюдателя, гумани-ста, идеолога, испытуемого и любимого позволяет многоепоставить на свои места. Понятие позиции для меня оченьважно, я бы даже сказала, пристрастно важно.

Хотелось показать использование разных способов пониманиячеловека для описания закономерностей жизни, поэтому в тек-сте есть и статистика, и кривые закономерностей, и схемы, и стихи,и отрывки из художественной литературы, и многое другое...

Думалось, что разнообразие точек зрения, позиций помо-жет читателю сориентироваться в собственной картине мира.

Надеялась, что рассуждения об экзистенциальности чело-века не отпугнут читателя словом "смерть".

Стремилась сделать изложение таким, чтобы прочитавшийего человек захотел со мной поспорить...

Считала, что недоговоренность - основное свойство пси-хологического знания. Иначе это называют открытостью,открытостью парадигмы науки, то есть ее основного исход-ного положения, позволяющего понимать предмет своегоизучения - человека, его внутренний мир. Наука открыта длялюбого, обладающего минимальной любознательностью, воз-можностью задавать самому себе вопросы...

Относительность истины научного знания в психологииприобретает особую остроту зависимости его от личной и научной судьбы человека, получившего это знание. Это дела-ет историю науки не только историей поиска истины, но иисторией судеб...

Какие они, люди, мои современники, живущие рядом? Какэто узнать? Надо ли знать точно? Может быть, лучше, еслитайной из тайн остается душа - своя и чужая. Но вдруг неразга-данная, неразгадываемая тайна исчезнет. Исчезнет навсегда, как исчезает день, который, как известно, не вернуть, как не вернуть жизнь... Может быть, одна из главных тайн жизни состоит в том, что, как писал Г.Р.Торо, "завтрашний день не таков, чтобы он пришел сам по себе, просто с течением времени. Свет, слепящий нас, представляется нам тьмой. Восходит лишьта заря, к которой пробудились мы сами. Настоящий день ещевпереди. Наше солнце - всего лишь утренняя звезда".

В моей работе нет конкретных биографий людей, с которымивстречалась близко за годы профессиональной практическойработы, но я помню всех и благодарна им бесконечно за их при-сутствие в моей жизни. И именно они давали мне силы довести дело до конца, переделать заново не один раз многие страницы.

Книга обращена ко всем, кто интересуется человеком радипомощи другому и себе в этом трудном деле - осуществлениисвоей жизни. Меня не привлекают идеи управления психикойкем бы то ни было, даже самим человеком. Думаю, что жизньгораздо сложнее и интереснее, чем любое искусство управле-ния ею, она - тайна. Если от этого отказаться, то простота заполнит мир фантомами чувств, мыслей, желаний и...

Надеюсь, что читатель разберется во многом сам, а мнепростит отсутствие (может быть, ожидаемой) инструкции отом, как надо и что должно быть...

Глава 1
ЧТО ТАКОЕ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

Ученый обладает готовыми понятиями и будет пытаться объяснять "факты" при помощи этих понятий, таким образом, он будет подходить предвзято, будет гля-деть сквозь определенные очки и, как знать, будут ли эти очки пояснять или искажать картину?

Мать близко знает своего ребенка, однако по боль-шей части это знание на данный момент. Если психологиявооружит ее определенными точками зрения, которые сде-лают ясными основные черты развития, она лучше сумеетследить за своим ребенком.

К.Коффка, Основы психического развития

Я могла бы продолжить эпиграф цитатами из других ав-торов, но позволю привести себе только один - тот, которыйчаще всего встречается в разговоре со взрослыми о детях. Этовопрос - риторический, эмоционально насыщенный, чаще тре-вожный, чем оптимистичный:

- Что с ним дальше будет?

Возрастная психология - это наука. Серьезная, академическая наука, состоящая из нескольких разделов-отраслей, каж-дый из которых изучает какой-то возраст - от младенческогодо старческого (детская психология, психология дошкольни-ка, геронтопсихология - это о стариках). Как всякая наука она обсуждает вопрос о своем предмете, методах, методиках,критериях истины, спорит о наличии этой истины в той илииной теории. Как всякая наука, она стремится описать свойпредмет в специальных терминах - научных понятиях, отде-лить его от предметов других наук, даже родственных, на-пример от общей психологии, психофизиологии, тоже изу-чающих возрасты: те большие биологические часы, которые начинают свой ход с момента зарождения человека. Всем из-вестно направление движения этих часов - от рождения ксмерти. Ход их неумолим, он определен самой природой, иочевидно, что каждый человек подчиняется этому ходу. Ноэто скорее лирическое отступление, чем описание предметавозрастной психологии.

Возрастная психология пытается изучить закономерности психического развития человека, нормального человека. Та-ким образом, она ставит важнейшие вопросы о существова-нии самих закономерностей, о степени их всеобщности, тоесть обязательности для всех. В то же время появляется вопрос(и весьма конкретный) о том, что такое психическое развитиеи кто его может определить. Кроме того, появляется вечный

философский вопрос - вопрос о том, какого человека считать нормально развивающимся.

Если вы отнесете эти вопросы к себе в таком, например,виде, то почувствуете, насколько они могут быть важнымидля вашей судьбы:

1. Нормальный ли я человек?

2. Развитый ли я человек?

3. Соответствует ли мое развитие моему возрасту?

4. Что изменится (и изменится ли вообще) в моем внутрен-нем мире с возрастом?

5. Смогу ли я сам изменить себя?

Эти же вопросы можно задать в отношении любого чело-века. Точность ответа на них может существенно повлиятьна судьбу человека - на его собственные решения и решениядругих людей, от которых могут зависеть его важные личные события.

Возрастная психология изучает не только то, что проис-ходит с человеком сегодня, она располагает данными о том,что может быть в жизни человека вообще, так как пытаетсяизучить всю его жизнь. Естественно, что каким-то возрастамуделяется большее внимание, а каким-то меньшее. Происхо-дит это отчасти потому, что "ученый, занимающийся изучением человека, более всех других исследователей подверженвоздействию социального климата. Это происходит оттого,что не только он сам, его образ мыслей, его интересы и по-ставленные им вопросы детерминированы обществом (какэто бывает в естественных науках), но также детерминирован обществом и сам предмет исследования - человек. Каждый раз, когда психолог говорит о человеке, моделью для него служат люди из его ближайшего окружения - и преждевсего он сам. В современном индустриальном обществе лю-ди ориентируются на разум, их чувства бедны, эмоции пред-ставляются им излишним балластом, причем так обстоятдела и у самого психолога, и у объектов его исследования", -писал Э.Фромм".

С этим трудно не согласиться. Вспоминаются в связи с этим слова Д.Б.Эльконина, сказанные на одной из лекций подетской психологии: "Я стал по-настоящему психологомтолько тогда, когда родился внук".

Я исследователя соприкасается с Я исследуемого темигранями, которые есть у каждого из них. Чудо возрастнойпсихологии состоит в том, что она позволяет исследователю

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994.-С.22.

Дальше >

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177